на главную страницу
Публикации
Такие разные тонны: длинные, короткие, весовые и метрические
В морской литературе разного толка, в новостях и в морских рассказах, часто встречается слово "тонна". Однако, эксплуатационники и экономисты торгового флота под словом "тонна" понимают совершенно разные вещи - об этом мы и расскажем в настоящей статье.

Водоизмещение любого плавучего сооружения измеряется в метрических тоннах, каждая из них равна 1000 кг. Водоизмещение судна - это его масса с грузом, всеми запасами топлива, воды и провизии. Когда корабль сидит в воде по ватерлинию, его водоизмещение называют полным или стандартным. Под выражением "легкое водоизмещение" следует понимать массу корабля или судна без каких-либо запасов. Фактически это чистая масса корпуса и оборудования корабля. Это понятие применяется только в случае, когда судно идет на слом; по нему демонтажные верфи определяют стоимость металлолома.

В торговом флоте применяется термин "дедвейт". Он измеряется весовыми тоннами и определяется как масса всех грузов, которые может принять судно, т. е. равен чистой грузоподъемности плюс масса судовых запасов, экипажа и других переменных грузов. Иными словами, для транспортного судна дедвейт - это разница, выраженная в тоннах, между полным водоизмещением и водоизмещением порожнего судна. Этот морской термин чаще других мелькает в новостях и потому лучше знаком обывателю. Дедвейт - красивое слово, а для тех, кому всегда проще заказать такси до места назначения, чем самостоятельно преодолевать трудности неизвестной дороги - красота звучания умного слова весьма немаловажный факт.

дедвейт водоизмещение Валовая регистровая грузовместимость (или брутто-регистровый тоннаж) - это объем всех закрытых помещений, приспособленных для размещения груза, главного двигателя, механизмов, пассажиров, экипажа, навигационных приборов и грузовых устройств. Эта величина измеряется в единицах объема - регистровых тоннах, равных 2,83 м3 (100 куб. футов). Этой величиной определяют пассажирские и грузовые суда торгового флота при установлении разных тарифов, налогов и пошлин.

Нетто-регистровая вместимость также определяется объемными регистровыми тоннами и служит, как правило, для установления фрахтовых ставок при перевозке груза. Чтобы получить нетто-регистровый тоннаж судна, нужно из его валовой вместимости вычесть число, составляющее объем машинного отделения, балластных танков, ходового мостика и помещений, занимаемых экипажем.

Следует помнить, что тонны брутто-регистровой и нетто-регистровой вместимости являются единицами объема, а не массы.

В морском деле применяются и другие обмерные тонны. Существует так называемая метрическая обмерная тонна, равная одному кубическому метру (35,3 куб. фута). Есть английская обмерная тонна, равная 40 куб. футам (1,12 м3).

Весовые тонны тоже бывают разные. Например, если наша нормальная метрическая тонна равна 1000 кг (2205 фунтам), то английская "длинная " тонна (2240 фунтов) на 16,06 кг "тяжелее". А американская "короткая" тонна (2000 фунтов), наоборот, значительно легче метрической - на 92,82 кг. Естественно, эксплуатационникам мирового торгового флота приходится все это учитывать. А что делать? Ведь, если вы заказываете, к примеру такси в домодедово или пиццу на дом, вы традиционно ожидаете, что километрах поездки будет оценен именно в километрах (а не в милях или аршинах), а диаметр пиццы будет исчислен в сантиметрах (а не в дюймах или локтях). Таковы премудрости и тонкости и морской метрологической науки, почти ничем не отличающейся от сухопутной. 
   11.09.2010
 
т. (495) 580-23-18
   публикации и статьи;   политика в отношении обработки персональных данных