на главную страницу
Разное
Из истории пароходов с гребными колесами
Наступил XVIII век, и гребному колесу нашелся наконец достойный союзник - паровая машина. В 1707 г. в Германии с набережных реки Фульды любопытные с удивлением смотрели на необычное судно, двигавшееся по воде без привычных весел и парусов. Это был первый в мире пароход, построенный французским ученым Дени Папеном. Он приводился в движение гребными колесами. Испытания закончились неудачей: котел взорвался, погибло несколько человек. Но главное в другом: начало было положено.

В 1736 г. англичанин Джонатан Халлз построил судно с пароатмосферной машиной и гребными колесами. Опыт оказался удачным, было построено несколько таких судов, применявшихся для буксировки барж, однако вскоре от них отказались из-за недостатков в конструкции пароатмосферной машины.

В 1783 г. француз К. Ж. д'Аббан на своем колесном пароходе "Пироскаф" прошел около 400 м по реке Соне близ Лиона. И здесь сказалась неудачная конструкция пароатмосферной машины. По-настоящему гребное колесо начало "работать" после появления паровой машины Джеймса Уатта, которая быстро завоевала Англию, а затем и весь мир.

гребной пароход на Волге XIX век. Появились первые "настоящие" пароходы, конечно, с гребными колесами, которые стали быстро совершенствоваться. На буксирном катере Уильяма Саймингтона "Шарлотта Дандас" колесо было одно и расположено уже по-новому - в корме. Роберт Фултон, создатель первого коммерчески эксплуатировавшегося парохода "Клермонт" (на самом деле он назывался "Норе ривер стимбоут"), попробовал, правда, сделать судно с плицами гусеничного устройства, расположенными побортно, но вскоре от этой идеи отказался. "Клермонт" уже имел два настоящих гребных колеса диаметром 4,7 м с восемью лопастями шириной по 1,2 м. Под руководством Фултона в Америке было построено несколько пароходов. Скорость их не превышала 7 уз, что объясняется, с одной стороны, сравнительно небольшой мощностью паровых машин, а с другой - не особенно удачной формой корпуса.

Любопытно последнее детище Фултона - первый в истории пароходофрегат "Демологос", построенный в 1815 г. Интересен он тем, что это был катамаран, в промежутке между корпусами которого помещалось гребное колесо, защищенное таким образом от боевых и навигационных повреждений. Кроме того, корабль содержал еще одну новинку: возможность реверсирования гребного колеса с помощью специальной муфты, изобретенной также Фултоном. На ходовых испытаниях, до которых Фултон не дожил, "Демологос" развил скорость 5 уз.

А что же Россия? Как обстояли дела с колесными пароходами у нас в стране? Как это ни странно, но и здесь нужно упомянуть того же Роберта Фултона. В 1813 г. он обратился к русскому правительству с просьбой предоставить ему привилегию на постройку изобретенного им парохода и употребление его на реках Российской империи. Такая привилегия была ему выдана сроком на 3 года, однако Фултон ею так и не воспользовался.

А тем временем, в 1815 г. в Петербурге владелец механико-литейного завода Карл Берд построил первый русский пароход, представлявший собою обычную деревянную тихвинку (парусное судно с ложкообразным носом и санной кормой), на которую была установлена паровая машина Уатта мощностью 4 л. с, приводившая в действие бортовые колеса. 3 ноября пароход совершил первый рейс от Петербурга до Кронштадта, показав среднюю скорость 9,3 км ч. Путешествие это было описано в газете "Сын Отечества" морским офицером, будущим адмиралом Рикордом, который, кстати, впервые применил в печати термин "пароход" (до этого пароходы называли на английский манер "стимботами"). Так колесные пароходы появились в России и просуществовали на русских реках до наших дней.  
   07.03.2010
 
т. (495) 580-23-18
   публикации и статьи;   политика в отношении обработки персональных данных